Новомосковськ

Місто на САМАРІ

Как Украине выбраться из налоговой ловушки – Андрей Николаенко

Как Украине выбраться из налоговой ловушки – Андрей Николаенко

30 ноября 2018 0 Comments

Абсурдная налоговая политика государства привела к деградации всей бюджетообразующей системы страны. В частности, провал пенсионной реформы уже превратился в угрозу национального масштаба. Нужна реальная стратегия для предотвращения катастрофы в украинской экономике.

“Основа” продолжает цикл публикаций с разъяснениями стратегии партии по спасению отечественной экономики. На этот раз мы демонстрируем, что для увеличения доходов бюджета и оживления экономики необходимо существенное снижение налоговой нагрузки на труд в стране. Лишь при этом условии социальные реформы могут стать успешными, а Украина – процветающей.

В ловушку попала вся страна

По уровню налоговой нагрузки на труд Украина пребывает в особом положении. Среди стран с соизмеримым уровнем экономического развития у нас – самые высокие ставки налогов на фонд оплаты труда. По оценкам Всемирного банка, налоги на труд в Украине находятся на рекордной отметке в 24,8% от прибыли предприятий, что примерно в 2 раза выше показателей Перу, Гватемалы и ряда других развивающихся стран. При этом по суммарной ставке налогов украинское государство тоже оказалась в группе антилидеров, отбирая по 37,8% прибыли у всех хозяйствующих субъектов (см. таблицу 1).

Неужели украинской власти неизвестны экономические аксиомы теории налогообложения? Экономисты ведь уже давно доказали, что изъятие у любого налогоплательщика критической суммы доходов путем чрезмерного налогообложения провоцирует замораживание инвестиций в расширение производства и подавляет предпринимательскую инициативу. Более того, при чрезмерно высокой ставке налогообложения становится выгодным и вовсе не платить налоги, то есть создаются предпосылки для перехода в неформальный сектор экономики. Иными словами, стремление экономической власти собрать больше налогов при достижении критического уровня ставок охлаждает экономику, а дальнейшее увеличение налогов вообще приводит к сокращению доходов бюджета. Таким образом, страна попадает в “налоговую ловушку”.

Украина – уже в ловушке. Печальный диагноз украинской налоговой системе еще в сентябре 2014 года поставил известный грузинский реформатор Каха Бендукидзе. “Обнал в Киеве стоит 13 процентов. Это означает, что очень высокие ставки, и от них идут с помощью высокопоставленных чиновников… Люди готовы платить 13 процентов за такую услугу… Это ж какие здесь налоги? В первую очередь, необходимо снижать налогообложение труда”, – диагностировал уже тогда реформатор. Но до сих пор практически ничего в Украине не изменилось – конвертационные центры по-прежнему успешно работают, только процентная ставка по обналичиванию немного уменьшилась.

Последствиями попадания Украины в “налоговую ловушку” высоких ставок на труд стало то, что наша страна оказалась не конкурентной по уровню нагрузки на фонд оплаты труда. При этом значительное количество украинских граждан получает зарплату в конвертах, а теневая экономика по объему стала сопоставимой с официальной. Даже Минсоцполитики вынуждено признать, что около 8 миллионов украинских граждан работают в тени, и поэтому около 200 млрд зарплатных гривен находится в теневом обороте. В итоге средний размер теневой экономики в последние годы, по расчетам МВФ, достиг ужасающих 43% ВВП.

Весьма показательной оказалась попытка выбраться из налоговой ловушки, предпринятая в Украине начиная с января 2016 года. Почти двукратное снижение ставки единого социального взноса до 22% позволило не только восстановить временное падение поступлений в госбюджет, а еще и выйти на их прирост за три года на 16,7 процентных пунктов. Сумма поступлений ЕСВ предположительно возрастет к концу 2018 года приблизительно на 32 млрд. грн. (согласно прогнозным расчетам, см. таблицу 2).

Частичное снижение налоговой нагрузки на труд в Украине привело к росту доходов государственного бюджета страны (точнее – Пенсионного фонда). Произошло некоторое сближение с точкой оптимального налогообложения, если оценивать ситуацию в терминах кривой Лаффера (Laffer curve, см. рисунок 1).

Рецепт выхода из западни

Решение о снижении с 2016 года ставки единого социального взноса в Украине было концептуально верным, однако недостаточным. К тому же, эффект нововведения был в значительной мере нивелирован директивной политикой украинского правительства по шоковому увеличению минимальной зарплаты.

Мы в партии “Основа” убеждены: чтобы выбраться из налоговой ловушки и создать предпосылки для быстрого экономического роста, Украине необходимо вернуться к практике снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Наша политическая партия настаивает на продолжении практики снижения налогов на труд. В сложившейся ситуации мы предлагаем уменьшить общую ставку налогообложения на фонд оплаты труда с 41,5% до 25%. Фискально ответственная инициатива “Основы” предполагает снижение ЕСВ с 22% до 15% и налога на доходы физлиц – с 18% до 10%. В частности, такое снижение налогов на труд предусмотрено программными положениями партии “Основа” о необходимости вернуть уважение к людям труда в Украине через достойные зарплаты, что уже включено в партийную программу “Принципы уважения”.

Мы уверены, что такое решение положительно повлияет на развитие производства в стране, оживит экономический рост, приведет к увеличению зарплат и в итоге повысит уровень поступлений в госбюджет Украины. Наша убежденность основана на результативной практике частичного снижения ставки ЕСВ в Украине в 2016 году, на собственных экономических расчетах и на результатах современных научных исследований независимых экономистов.

Последние неопровержимо доказывают, что в условиях высоких налогов на труд имеется четкий позитивный эффект от их снижения. Об этом, в частности, свидетельствуют публикации МВФ (см. World Economic Outlook, April 2016: Too Slow for Too Long, International Monetary Fund). Эффект сводится к увеличению объемов производства, повышению уровня занятости населения и в краткосрочной перспективе – к снижению реальной стоимости рабочей силы.

Мало того, Украина может рассчитывать на усиленный эффект от снижения налогов на труд. Потому что наиболее интенсивный рост доходов происходит, согласно исследованиям, как раз в тех случаях, когда снижение налоговых ставок приходится на периоды недозагрузки мощностей и экономических кризисов.

Таблица 1

Налоговая нагрузка на труд

Страна Общая ставка налогов и взносов* (% от прибыли) Налоги (взносы) на труд (% от прибыли)
Украина 37,8 24,8
Грузия 16,4 0
Перу 35,6 11
Болгария 27,1 20,2
Сербия 39,7 20,2
Боливия 22,74** 18,8
Гватемала 35,2 14,3
Парагвай 35 18,6
Армения 18,5 0

По данным рейтинга Doing Business 2018, World Bank Group

*Согласно методологии Всемирного банка, это размер налогов и обязательных отчислений, которые должно выплатить предприятие средних размеров, представленный в виде доли от его коммерческой прибыли

**Без учета Transactions tax (3%)

Таблица 2

Поступления средств в бюджет от уплаты ЕСВ

По состоянию на дату Сумма поступлений ЕСВ*, млрд. грн. Динамика поступлений за год
млрд. грн. %
01.01.2015 181,13
01.01.2016 185,69 + 4,56 + 2,5
01.01.2017 131,83 – 53,86 – 40,9
01.01.2018 180,81 + 48,98 + 37,2
01.01.2019 217,68** + 36,87 + 20,4

*Согласно данным ГФС

**Прогноз, исходя из суммы поступлений по состоянию на 01.09.2018г в 145,12 млрд. грн.

Рисунок 1

Эффект от частичного снижения ставки ЕСВ на кривой Лаффера

По данным ГФС и расчетам “Основы” (рост поступлений от ЕСВ в госбюджет Украины до 217 млрд грн после снижения ставки ЕСВ до 22%)Источник: https://censor.net.ua/b3097091

Андрій Ніколаєнко 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Previous Post

Next Post